Что такое школьная служба примирения?
Школьная служба примирения – это волонтерское движение. Для того, чтобы организовать службу в одной школе, необходимо несколько детей, прошедших тренинг по разрешению конфликтов в подростковой среде по методике восстановительной медиации. Руководит группой, пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними – куратор службы, назначенный директором. Куратор тоже в обязательном порядке проходит тренинг по восстановительной медиации.
Школьная служба примирения – это еще один путь решения конфликтов в школьной среде. Основополагающими для службы являются следующие моменты:
- решение о том, как будет выглядеть «мир», принимают сами конфликтующие стороны,
- ответственность за предотвращение и поведение в конфликтной ситуации в будущем опять же берут на себя сами конфликтующие стороны;
- ребята учатся сами и показывают другим, какие стили и способы поведения в конфликтной ситуации помогают общаться лучше, легче (компетентнее и эффективнее как сказали бы взрослые);
- путь, благодаря которому педагоги и родители осваивают способы и модели конструктивного и взаимоприемлемого взаимодействия, поскольку если разобраться, то цель и у тех и у других одна – что бы дети хорошо учились, с интересом относились к школе и учебе в целом, радовались сами и радовали своих учителей и родителей.
Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:
- при конфликте снизить административные, карательные воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;
- реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;
- включать подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте;
- строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность;
- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.
При поддержке взрослого куратора в Службе работают сами школьники.
Это важно, поскольку:
- подростки лучше знают ситуацию в школе;
- ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;
- деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;
- это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
Зачем нужны школьные службы примирения?
Все подростки время от времени (а дети «группы риска» чаще) вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам, избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
План работы Школьной Службы Примирения
Положение о Школьной службе примирения МБОУ СШ № 81
Приказ о создании школьной службы примирения
Состав школьной службы примирения.
Стандарты восстановительной медиации.
Функциональные обязанности членов ШСП
Нормативно-правовое обеспечение
Порядок_работы_ведущего_(медиатора)